10.09.2024
В год семьи, в Десятилетие науки и технологий в нашей стране, рассказываем о семьях и династиях Томского НИМЦ.

Некоторые дети уже с ранних лет знают, кем хотят стать, а другие – не могут определиться с профессией до самого окончания школы. Интересно, что многие из тех, кто знает своё призвание с малых лет – дети врачей. Как профессия родителя-врача влияет на желание ребенка заниматься медициной? И радуются ли родители такому выбору своих детей? Ответы на эти вопросы знают две прекрасные женщины – сотрудницы Томского НИМЦ: заместитель директора по научной работе НИИ психического здоровья, д-р мед. наук, профессор Светлана Иванова и научный сотрудник лаборатории молекулярной генетики и биохимии НИИ психического здоровья, д-р мед. наук Анастасия Бойко.

 

О выборе профессии

Научная династия Ивановых пока немногочисленная и начинается со Светланы Ивановой.

– На выбор профессии повлияла сельская школа, в которой я училась, и в которой были химическая лаборатория, микроскопы на каждой парте в кабине биологии, астрофизическая обсерватория и еще много интересного, – вспоминает Светлана Александровна.  И конечно, классные руководители – увлеченные молодые специалисты, закончившие Симферопольский государственный университет и отрабатывающие положенные три года по распределению. Начиная со средней школы, я уже знала, что хочу стать именно ученым, хотя приоритеты в разных областях у меня менялись, начиная от математики до биологии. Советский журнал «Квант» в свое время опубликовал  небольшую заметку обо мне –  пятикласснице из Крыма, которая осваивает ЭВМ, решает математические задачи и участвует в олимпиадах. Однако наибольший опыт мне дала Малая академия наук Крыма «Искатель». Школьники старших классов, становясь член-корреспондентами и действительными членами академии, представляли свои научные проекты на ежегодных сессиях и конференциях, проходивших на базе вузов и научных организаций Крыма, приобретали опыт выполнения научно-исследовательских проектов и публичных выступлений.

После окончания средней школы, листая справочник абитуриента, я случайно увидела медико-биологический факультет в Томском медицинском институте и недолго  думая, купила билет в плацкартный вагон пассажирского поезда Симферополь-Красноярск. В 17 лет я была максималисткой с комсомольским задором и с оптимизмом устремилась к реализации своей мечты – стать ученым. 

Во время учебы в институте я с первого курса пыталась найти ту область, где мне будет наиболее интересно. Сначала генетика, затем иммунология и онкология, и в результате пришла на дипломную работу в НИИ психического здоровья, где и работаю всю свою жизнь.

 

  • Основные научные исследования Светланы Александровны проводятся в рамках интенсивно развивающегося во всем мире направления поиска потенциальных биомаркеров психических и нейродегенеративных расстройств и персонализированных подходов к психофармакотерапии. Узнать больше о научной работе Светланы Александровны можно из материала «Женщины в науке».

 

Дочь Светланы Александровны Анастасия Бойко изначально не стремилась в медицину. Вот как она вспоминает свой путь в профессию: 

– Несмотря на то, что среди маминых родственников врачей не было, я росла в окружении медиков. В детстве, когда другие дети из моего окружения мечтали стать врачами и биологами, читали детские энциклопедии, у меня была принципиальная позиция: «куда угодно, кроме медицины». И так было лет до 14-15.

Когда я училась в 8 классе, в Томске проводилась конференция для школьников, посвященная вопросам биологии и медицины. Мне предложили в ней поучаствовать, и я подготовила свою первую презентацию, посвященную биографии и научным исследованиям академика Васильева Николая Владимировича. Николай Владимирович был одним из первых научных наставников моей мамы в период ее обучения в Томском медицинском институте. Выступая на своей первой конференции с докладом, я поняла, что мне это всё-таки интересно – как сама медицина, так и научные исследования. Были ещё колебания в выпускном классе. Я рассматривала вариант поступления в Институт культуры и искусств ТГУ, так как с детства занималась рисованием: окончила Школу искусств с отличием и у меня даже были организованы персональные выставки.

 

  • Сегодня Анастасия Бойко  является автором более 200 публикаций, принимала участие в выполнении 25 грантов различных фондов (в 5 из них в качестве руководителя), Лауреат премии Законодательной Думы Томской области для молодых ученых (2018) и премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2012, 2017, 2023). Трижды лауреат Стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, занимающихся перспективными исследованиями и разработками в приоритетных направлениях модернизации российской экономики (2015-2017, 2018-2020, 2021-2023), неоднократный победитель конкурсов различного уровня. Об актуальных научных исследованиях Анастасии подробно рассказываем в материале «Анастасия Бойко: “Быть мамой и ученым одновременно – сложно, но возможно!”».  

Светлана Александровна одобряет выбор дочери: «Осознанного желания, чтобы Анастасия пошла в медицину у меня не было. Для меня было главное, чтобы будущая профессия была ей по душе, а я бы поддержала любое ее решение».

О профессиональной поддержке

– С самого детства семья поддерживала меня во всех начинаниях, будь то спорт, рисование или даже хоровое пение, – рассказывает Анастасия Сергеевна. Когда я определилась с профессией и занялась своей научной карьерой, дома стало ещё больше поддержки, но добавилась некая профессиональная оценка. В этом плане мне было немного сложнее, чем моим сокурсникам и коллегам, потому что меня оценивали не только как студента-медика или молодого ученого, а в том числе и как дочь своей мамы – успешного и талантливого профессора. С одной стороны, ко мне предъявлялись более высокие требования (прежде всего от мамы), чтобы ни у кого не возникло сомнений, что я добиваюсь всего самостоятельно. В юности я даже иногда обижалась на нее, потому что другим студентам и сотрудникам она оказывала больше помощи и часто была строже по отношению ко мне. С другой стороны, у меня всё-таки было некое преимущество, потому что я находилась на «научной кухне» с юных лет и знала многие нюансы и тонкости, понимание которых приходит к молодым ученым немного позже.

Бывает, что я обращаюсь к Светлане Александровне за советом по рабочим вопросам, прежде всего, потому что она заместитель директора по научной работе и заведующая лабораторией, то есть непосредственно мой начальник. Обычно я спрашиваю ее мнение, уже имея определенные решения и конкретные предложения, чтобы она оценила итоговый вариант со своей опытной точки зрения и предложила корректировки. Кстати, мы не всегда сходимся во мнениях, и в такой ситуации мне приходится прикладывать свои умения ведения научных дискуссий, чтобы аргументировать свою точку зрения. Но, как сказал Сократ: «В споре рождается истина», и в итоге мы приходим к какому-то компромиссу.

О семейных врачебных традициях

– У нас на протяжении многих лет существовала традиция ездить вместе на конгрессы и конференции, особенно зарубежные. Эта традиция позволяла совместить наши научные задачи и желание проводить вместе больше времени, узнавая и открывая для себя новый мир. Мы вместе отмечаем и наши профессиональные праздники – день науки и день медицинского работника, – рассказывает Светлана Александровна.

О продолжении династии

– Я хочу, чтобы мои дети занимались любимым делом, – делится Анастасия Бойко. Если это окажется медицина, то я буду очень рада. Если же это будет любая другая сфера, то я поддержу их с не меньшим энтузиазмом и постараюсь помогать по мере возможностей. Главное, чтобы они получали удовольствие от выбранной профессии и самостоятельно могли реализовываться, независимо от сферы деятельности их мамы и бабушки.

Мама любит вспоминать, как привозила меня в НИИ психического здоровья, когда я была ещё малышом. Она защитила кандидатскую диссертацию в день, когда мне исполнился 1 год, и у нас есть семейное видео, где мы отмечаем двойной праздник. А читать я училась по медицинским и фармакологическим справочникам – мне очень нравилось проговаривать сложные и необычные для ребенка слова.

Теперь уже мне приходится привозить своих детей в институт. Я писала и защищала докторскую диссертацию с младшей дочкой на руках. А старшая дочка (которой 3 года) слушает, как я вслух репетирую доклады о биологической психиатрии, и смотрит онлайн-трансляции моих выступлений на конференциях вместе с бабушкой. Возможно, это как-то повлияет на их выбор будущей профессии, а может, наоборот, дети не захотят связывать свою деятельность с медициной – время покажет.